пятница, 1 августа 2014 г.

"В рамках" прошлого: День Победы над Японией на Таймс-сквер

Война закончилась!
Эту простую и прямолинейную радость жизни уловил фотограф Альфред Эйзенштадт 14 августа 1945 года на Таймс-сквер после объявлении об окончании войны с Японией.
Знаменитый победный поцелуй произошел на пересечении Бродвея и 7-й авеню.
      В тот день, который позже войдет в историю как "V-J Day" (Victory over Japan Day), фотожурналист журнала Life Альфред гулял по Таймс-сквер в поисках очередного снимка. Вечером президент Трумэн объявил о том, что Япония приняла условия капитуляции, что означало завершение Второй мировой войны (но днем официального подписания капитуляции считается 2 сентября). На улицы вышло огромное количество людей и повсюду началось ликование. Незнакомые друг другу люди, не скрывая эмоций, плакали, обнимались, целовались, свистели и танцевали. Эйзенштадта подхватил этот мощный энергетический подъем толпы, но не настолько, чтобы он забыл, что у него есть редкая возможность сделать отличный кадр. Как позже вспоминал Эйзенштадт:
«На Таймс-сквер в День Победы над Японией  я увидел моряка, бегающего по улице, который хватал любую и каждую девушку в поле зрения. Были они пожилыми, полными, худыми, старыми- не было разницы. Я бежал перед ним со своей «Лейкой», оборачиваясь и пытаясь сделать снимок, однако ни один из них мне не нравился. Потом внезапно, в один миг,  я увидел, что он схватил что-то белое. Я повернулся и нажал на кнопку в тот самый момент, когда моряк поцеловал медсестру. Если бы она была одета во что-то тёмное, я бы никогда не сфотографировал их. Если бы моряк был одет в белую униформу- то же самое. Я сделал ровно четыре снимка. Это заняло несколько секунд.»
Итак, ему удалось сделать четыре фотографии. В ходе поцелуя Эйзенштадт даже успел немного поменять настройки своего фотоаппарата. Однако самой удачной оказалась всего одна фотография из этой серии, её он и отдал в журнал.


"Только один [снимок] правильный в значении баланса. На других акцент ошибочный- матрос на левой стороне или слишком мал или слишком высок."
По причине того, что на Таймс-сквер была суматоха и процесс фотографирования был спонтанным, Эйзенштадт не успел спросить имён у героев своего снимка. На фотографии также невозможно чётко разглядеть лица целующихся — что впоследствии и предоставило возможность нескольким людям утверждать, что именно они запечатлены на ней. Но в 1979 году некая Эдит Шейн написала письмо Эйзенштадту с кратким изложением как она попала в кадр. В письме Эдит попросила для себя лишь копию той самой фотографии. Позже Айзенштадт лично встретился с Шэйн и подарил ей копию фотографии со своей подписью.
Письмо Эдит Шэйн

Личность моряка долгое время установить не удавалось. 
     В интервью Эдит Шэйн часто вспоминала о том случае в центре Нью-Йорка: «Кто-то схватил и поцеловал меня и я позволила ему потому, что он боролся за свою страну. Я закрыла свои глаза, когда целовала его. Я никогда его не видела. Я работала в больнице. Мы с другом услышали по радио, что Вторая мировая закончилась и пошли на улицу, на которой уже была дикая толпа. Все происходило очень бурно. Люди метались, обнимали и целовали друг друга. Один матрос схватил меня и очень долго целовал. Я даже не видела его, потому что закрыла глаза, когда мы целовались. А потом я повернулась и пошла в другую сторону. Мы даже ничего не сказали друг другу. Я даже не знаю, посмотрел ли он на меня. Может, и нет.
     Среди наиболее вероятных кандидатур числятся Карла Мускарелло, Джордж Мендоса и Гленн Макдаффи. В 2007 году, помимо тестирования на полиграфе, провели экспертизу, во время которой было сделано множество снимков, на которых Макдаффи одет в морскую форму и стоит в позе, как на снимке, только вместо девушки в руках он держал подушку. По ушам и замерам костей лица и рук был сделан вывод, что именно Гленн Макдаффи запечатлен на снимке. 
       Впрочем, общественностью никто так и не был признан тем самым моряком с исторической фотографии.

Эдит Шэйн умерла 20 июня 2010 года, а 9 марта 2014 года не стало Гленна Макдаффи.


     На самом деле, эта фотография известна под разными названиями «День победы над Японией на Таймс-Сквер», «День победы» или просто «Поцелуй», а сам автор называл её «Безоговорочная капитуляция».

Альфред Эйзенштадт подписывает свою знаменитую фотографию, 23 августа 1995 года. В этот же день он скончался.
Спустя неделю, 27 августа 1945 года фотография была напечатана на 27 странице в журнале Life в 12-страничном материале под названием «Victory Celebrations» («Празднования Победы») о проходящих празднованиях победы по всей Америке. На первой странице разворота были размещены фотографии поцелуев из Вашингтона, Канзас-сити и Майами, а фотография Эйзенштадта занимала вторую целую страницу.
 Фотограф Victor Jorgensen поймал ту же сцену, но с другого ракурса. Его фотография «Kissing the War Goodbye» («Целуя войну на прощание») была опубликована в New York Times на следующий день, но широкой известности она не получила из-за не совсем удачной композиции кадра.
В 2005 году журнал Life повторно поместил на обложку эту фотографию
Эдит Шейн со снимков на Таймс-сквер во время празднования годовщины

Наследие.

О том насколько стал известен и популярен «Поцелуй» говорит тот факт, что в 2005 году на Таймс-сквер был установлен памятник, копирующий фотографию Эйзенштадта. Сейчас его можно увидеть там только в праздники, посвященные очередной годовщине победы над Японией. К сожалению, городские власти не разрешили оставить скульптуру на площади навсегда. 
Каждые 5 лет в день годовщины окончания Второй мировой войны Таймс-сквер заполняют сотни людей и воссоздают легендарный поцелуй между моряком и медсестрой. Мероприятие носит название Kiss-In. Приглашаются любые пары, особо приветствуются пары, чьи поцелуи преодолевают препятствия, будь то религиозные, политические, расовые, национальные и др., а также ветераны Второй мировой войны, ветераны войны в Ираке, и, конечно, пары в костюмах медсестры и матроса на снимке.
Следующий Kiss-In будет проходить 14 августа 2015.


     Скульптор Seward Johnson трехмерно воспроизвел знаменитую фотографию в серии статуй "Безоговорочная капитуляция", размещенных в разное время в городах Сан-Диего, Ки-Уэст и Сарасоте.
     Сам скульптор утверждает, что изготавливал скульптуры на основе снимка Victor Jorgensen, т.к. его снимок находится в свободном пользовании (а именно не защищен авторскими правами), несмотря на то, что на его фотографии не видно ног.
В Сан-Диего
     Конечно, патриотичные американцы не могли не использовать «День Победы» в плодах своего кинопроизводства:
- в фильме «Ночь в музее 2» герои Бена Стиллера и Эми Адамс проваливаются в ожившую фотографию и становятся свидетелями поцелуя и всего празднества в честь окончания войны;
- альтернативная версия этого снимка показана во время открывающих титров фильма «Хранители»;
- в фильме «Письма к Джульетте» героиня Софи, работающая журналисткой, а точнее проверяющей факты, в журнале New Yorker, занимается поиском некоего Роберта Билла, присутствующего на фотографии (матрос в белом с левой стороны);
- в мультсериале «Симпсоны» (сезон 1, серия 5) также обыгрывается этот поцелуй.

На обложку номера журнала The New Yorker от 17 июня 1996 года поместили неоднозначную версию снимка, показывающую двух целующихся моряков
Кейптаунская газета Cape Times в рамках своей рекламной кампании «You can’t get any closer than the news» умело перекроила фотоснимок в селфи.
Уличный художник Eduardo Kobra воспроизвел сюжет фотографии в своей работе в Нью-Йорке
Фотограф Mike Stimpson реконструировал фотографию с помощью фигурок Lego

И что-то мне подсказывает, что ещё неоднократно этот снимок будет воспроизводиться, интерпретироваться и имитироваться в разных видах и формах.

2 комментария:

  1. Спасибо за такую большую, подробную подборку! Было приятно и интересно почитать пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А мне приятно, что вам было интересно!

      Удалить