вторник, 14 января 2014 г.

Истоки креативной обуви

Читая книгу воспоминаний Эльзы Скиапарелли, я наткнулась на доселе неизвестное мне имя- имя дизайнера обуви Андре Перуджа. Разумеется, мне стало любопытно узнать подробнее о новом для себя имени в мире моды прошлых лет, да к тому же, когда носитель этого имени сотрудничал с такой неординарной особой как Эльза. Каково же было мое удивление, когда я увидела работы этого мастера: то, что носят Леди Гага и Дафна Гиннесс, совсем не фантазии современных дизайнеров- это было придумано почти 80 лет назад! Имя этому гению женской обуви - Андре Перуджа.

К большому сожалению, его творчество мало изучено (достаточно часто при поиске информации о нем я сталкивалась с противоречиями в датах и приписыванию ему чужих моделей обуви), но биография вкратце известна.

Андре Перуджа (André Perugia) родился в Ницце в 1893 году в семье итальянских обувщиков. Помогал отцу в его мастерской, но быстро постигнув и отточив ремесло, он стал более искусным, чем его учитель, и уже в 16 лет открыл свой первый бутик обуви ручной работы в одном из самых роскошных отелей Ниццы Hotel Negresco. Как он и предсказывал, богатые женщины готовы были платить сотни франков за его уникальные творения, таким образом Андре не только открыл двери магазина, но и дверь к успеху в высшем обществе Парижа, которому он был представлен благодаря знакомству с Полем Пуаре. "Король моды" находился в Ницце для показа своей коллекции и ему нужна была красочная обувь к своим нарядам, которую он нашел у Перуджи. Пуаре предложил Перудже перебраться в Париж, но Первая мировая война отложила это событие.
Андре Перуджа для Поля Пуаре, 1922
Андре Перуджа для Поля Пуаре, 1924

Позже Перуджа переехал в Париж, где в 28 лет в самом элегантном районе города открыл магазин на улице Rue du Faubourg Saint-Honoré, на которой находились салоны многих модных дизайнеров.  Ходили слухи, что он разговаривает со своими творениями, чем заработал репутацию эксцентричного гения.
  

Во время войны Андре работал на авиационном заводе, где приобрел инженерные знания, которые перевернули с ног на голову его взгляд на обувь и дизайн. Это вдохновило его на создание экспериментальных моделей, таких как туфли без каблука, которые и в 21 веке вызывают неоднозначную реакцию.
В России в 1937 году И.Сталин устраивал массовые репрессии, беспрецедентные по масштабности и жестокости, а в это время в Европе придумывается такая модель туфель, за которую автора наверняка тоже могли бы расстрелять.
Хотя дизайн Перуджи в целом соответствовал стилю 1920-х годов, часто использовался ремешок t-strap, он также создавал весьма экстравагантные и фантастические туфли, бросая вызов дизайну обуви и расширяя его границы. 
1950
Каблук в виде штопора, 1952
Перуджа является одним из основоположников современного высокого каблука. Ещё в 1948г. он сделал туфли на шпильке высотой 16 см (!) для французской певицы Мистенгетт
 
Его лодочки и сандалии чаще всего были из роскошных материалов, таких как змеиная кожа, пурпурная замша, золотая лайковая кожа, перламутровая кожа ящериц.
В 1927 году Андре отправился в Нью- Йорк, где прославился в высшем обществе за свой оригинальный дизайн. В 1933 году основал свой бренд Padova, который распространялся исключительно в Соединенных Штатах в магазинах Saks Fifth Avenue.
 Padova, 1934, 1950

Он хотел, чтобы обувь была такой же удобной, как и красивой: "Пара обуви должна быть совершенной как уравнение и выверена до миллиметра как часть мотора". Перуджа видел и понимал сложную связь между обувью, каблуком и массой тела.

1922
1923, 1925
1924, 1926, 1929, 1931
1925
 1925
1925

1930


 1937-1938

 1938
Как экспериментатор, Перуджа  был в постоянной погоне за невиданными до этого образами и формами.

Слева- творения Перуджи, справа- творения современных дизайнеров
Перуджа был поклонником сюрреализма и кубизма и выполнил несколько моделей в честь выдающихся художников: лодочки (1931 г.) из лайки с декоративными чешуйками- дань Жоржу Браку и сандалии (1950), будто парящие в воздухе, - посвящение Пабло Пикассо.
Посвящение Ж. Браку: на самом деле есть сомнения насчет 1931 года, т.к. сами картины с рыбами Брак начал писать в 1941 году
Посвящение Пикассо, 1950-1953

Обувь от Андре на обложке журнала Harper's Bazaar, январь 1939
Иллюстрация А.М. Кассандр
Лично мне такая модель напоминает криперсы (опять нынче модные), хоть их история начинает вовсе не с подиумов
Модель без стельки: слева и посередине- Андре Перуджа, 1940 г., справа- заимствования Louis Vuitton, 2006г.

В  1937 году Эльза Скиапарелли сотрудничала с Сальвадором Дали и вместе они создали шляпу в виде туфли с каблуком. Сам дизайн шляпы был основан на туфлях, что ранее Перуджа сделал для Скиапарелли
 Совместные творения Скиапарелли и Перуджа: слева- ботиночки любимого розового цвета Скиап "шокинг", справа- ботильоны из замши и меха обезьяны (1938)
Кроме Пуаре и Скиапарелли, Перуджа сотрудничал с такими дизайнерами как Шанель, Юбер де Живанши, Мадлен Вионне, Жак Фат, Аликс Гре, Пьер Бальмен. Среди его клиенток были королева Елизавета, Эва Перон, Грета Гарбо, Глория Свенсон, Пола Негри, Жозефина Бейкер.

Он написал книгу «От Евы до Риты Хейворт", в которой сказал, что способом раскрыть индивидуальность женщины было изучение ее ноги.

После Второй мировой войны Андре Перуджа стал менее популярен, но партнерство с компанией Charles Jourdan в период с 1962 по 1965 год оживляет его карьеру. В 1970 году Андре отдалился от дел, передав свой бизнес компании. А через 7 лет, в возрасте 84 лет Перуджа умер.

 Туфли от Андре Перуджа с 1918 по 1956 (фотография из журнала Vogue, 1956)

Он говорил: "Самая богатая женщина в мире не могла заплатить мне, чтобы я сделал для неё уродливую пару обуви". Я, конечно, не согласна с мнением автора о красоте всех его творений (хоть являюсь поклонницей необычной обуви), но считаю, что Андре Перуджа опередил свое время на много- много десятков лет, ведь и сейчас могут посмотреть косо и высказаться критично в адрес женщины, обутой в модели туфель, прародителем которых стал "король обувщиков" Андре Перуджа.

2 комментария:

  1. Ответы
    1. Большое Вам спасибо! Я и сама получила удовольствие в процессе подготовки)

      Удалить